Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
   
Понедельник
12.04.2021
01:08
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS

 
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 49
г. Амурска Амурского муниципального района 
Хабаровского края
Главная Мой профиль РегистрацияВыходВход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [44]

Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 238

Главная » Статьи » Мои статьи

консультация«Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста»

«Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста»

 

Игра, по мнению Эльконина,- «это воображение ребенка над самим собой». Все мы знаем, что речевое развитие и игровая деятельность ребенка развиваются параллельно, и это не случайно. Возникновение «комплекса оживления», гуления, лепета, первых слов, расширение словарного запаса, овладение грамматическим строем происходит благодаря обыгрыванию обучающего воздействия.

 

Следует заметить, что речь детей дошкольного возраста, в период ее формирования, может отличаться недостатками звукопроизношения. Среди большого количества речевых нарушений особое внимание, многими исследователями, уделяется изучению, коррекции и отграничению друг от друга функциональной дислалии и стертой формы дизартрии, которые относятся к фонетико-фонематическому недоразвитию речи.

 

Две группы речевых нарушений по внешнему виду сходны между собой, так как и в том и в другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Однако имеются и существенные различия, которые проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении.

 

Этиология дислалии (в данном случае речь идет о функциональной форме) далеко не ясна, она не связана с грубыми внутреутробными и природовыми травмами, мозговыми заболеваниями. Чаще наблюдаются ранние инфекции у детей, вызывающие общую задержку в развитии. В отдельных случаях дислалия возникает от неблагоприятного речевого окружения .

 

Причинами возникновения дизартрии являются тяжелые поражения нервной системы на различных этапах развития - природовые травмы, мозговые заболевания, например, энцефалиты, интоксикации.

 

При функциональных дислалиях преимущественно страдает только фонетическая сторона речи; дыхание, сердечная деятельность, моторика и голос, как правило, не нарушаются.

 

При дизартрии, как правило, выступает неврологическая симптоматика, с наличием парезов, гиперкинезов. Отмечаются: фонетические дефекты речи, неправильность дыхания, пульса, слюнотечения, жевания, а также голоса.

 

Исследования Хватцева, Собатович, Мартыновой показали, что отграничение данных двух нарушений основываются на выделении при стертой форме дизартрии трех выраженных отклонений: в фонематическом восприятии, артикуляционной моторике и звукопроизношении, в то время как при функциональной дислалии основным отклонением является нарушенное фонематическое восприятие. Поэтому особое внимание при коррекции этих двух нарушений следует уделять развитию этих сторон речи. Наиболее продуктивным методом коррекции данных нарушений вышеназванные авторы считают использование игровых упражнений.

 

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде.

 

В игровом методе ведущая роль принадлежит логопеду, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.

 

С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации, для решения определенных задач на разных этапах коррекционно-логопедической работы, с учетом характера и структуры дефекта, возрастными индивидуально-психологическими особенностями детей.

 

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

 

Необходимость проведения коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Ведь дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев интеллектуально здоровые, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников.

 

Именно благодаря тому, что педагог общается в этот момент с ребенком «на равных», преодолевается часто встречающаяся скованность и застенчивость детей на первом этапе работы. Создание на каждом из этапов логопедического воздействия целенаправленных игровых ситуаций, формирует у детей навыки правильной, самостоятельной речи. В логопедической литературе таких авторов как В.И.Селиверстова, Фомичевой, Рождественской, Максаковой и Тумановой, отображено большое количество игровых упражнений, которые можно использовать для коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи.

 

Очень важно, что в каждом игровом упражнении помимо отработки самой техники речи, осуществляется развитие коммуникативных возможностей каждого ребенка. Благодаря этому, педагоги могут более успешно сформировать навык правильной речи.

 

Игры можно рекомендовать родителям для занятий дома, в привычной обстановке, что способствует максимальной эффективности педагогической коррекции.

 

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в учебно-воспитательной и коррекционной работе с детьми использованию игровых упражнений должно быть уделено особое внимание. Игра помогает наиболее эффективно осуществлять воздействие на речь и психику ребенка, побуждает его к свободному речевому общению, отвлекает внимание от речевого дефекта, она вызывает встречную активность, затрагивая интересы ребенка, его фантазию и воображение.

 

Учитель-логопед: И.В.Александрова

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: raduga (21.11.2011)
Просмотров: 1065 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Виртуальный кабинет
Виртуальный кабинет

Друзья сайта
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Хабаровского края
  • Управление образования Амурского района
  • ХК ИРО


  • Copyright MyCorp © 2021
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz