Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
   
Понедельник
12.04.2021
22:18
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS

 
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 49
г. Амурска Амурского муниципального района 
Хабаровского края
Главная Мой профиль РегистрацияВыходВход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [44]

Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 238

Главная » Статьи » Мои статьи

Статья «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструктивной деятельности»

«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструктивной деятельности»

 

В период дошкольного детства закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. [5]

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. [1]

Статичность большинства предметов, окружающих ребёнка, и их жёсткая функциональная закреплённость служат существенным тормозом в развитии самостоятельного детского экспериментирования и творчества. Именно поэтому сейчас настойчиво и остро ставится вопрос о создании в образовательных организациях развивающей предметной среды, важным компонентом которой являются объекты (конструкторы, крупногабаритные модули и др.), позволяющие детям самим создавать пространственно-игровую среду, а также среду для других видов деятельности. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в обучении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.

Формирование конструирования строится на основе трёх взаимосвязанных составляющих: развитие самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; развитие образного мышления и воображения; формирование обобщённых способов деятельности. [3]

Конструктивная деятельность – это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. [2]

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей. [3]

Учитывая все новейшие тенденции, мы решили в ДОУ обратить пристальное внимание на развитие творческих способностей старших дошкольников через конструктивную деятельность.

Для реализации данной задачи в своей возрастной группе на начальном этапе познакомила родительскую аудиторию с такими понятиями, как «детское конструирование», «творческая активность дошкольников», раскрыла цели и задачи детского творческого конструирования, его предпосылками и значением для дальнейшего развития детей.

При активной помощи родителей создала в группе предметно-развивающую среду по конструированию. Были приобретены различные крупногабаритные напольные конструкторы как пластмассовые, так и деревянные; пластмассовый конструктор с деталями разных конфигураций. В группе появились объёмные мягкие модули. На полочках красовались различные мелкие наборы конструкторов и строителей: ЛЕГО, ТИКО и другие.

Далее я разработала проект, целью которого стало сформировать способность у воспитанников к самостоятельной деятельности в области конструктивного творчества; развить воображение, фантазию, пространственное восприятие; воспитать познавательный интерес.

Для развития конструктивного творчества у воспитанников в работе руководствовалась следующими основными принципами: учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; обучение от простого к сложному; применение схем, чертежей в работе; доступность, наглядность, безопасность; последовательность и систематичность обучения и воспитания.

А как же повысить интерес дошкольников к процессу обучения? Это сформировать основы информационной культуры личности ребенка. Для этого использовала ноутбуки, интерактивную доску.

Интерактивная доска – это устройство, позволяющее нам как педагогам объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Совместно с детьми мы смотрели слайды и видео об архитектурном творчестве, делали пометки, рисовали, чертили различные схемы построек и объектов, как на обычной меловой доске, в реальном времени наносили на проецируемое изображение комментарии, любые изменения и сохраняли их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по электронной почте.

Совместно с детьми в рамках дополнительного образования «Мир конструктора» использовала интерактивную доску для создания схем построек: плоскостных и объёмных. Также составляли сказки с героями-строителями. Создавали фантастические сооружения, тем самым развивая конструктивное творчество и воображение. Использовала с детьми дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, творческие задания по конструктивной деятельности.

Благодаря наглядности и интерактивности, дошкольники охотнее вовлекались в активную работу. У них повысилась концентрация внимания, улучшилось понимание и запоминание материала, обострилось восприятие.

Хочется сказать, что применение интерактивной доски помогло детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности.

В познавательной непосредственно образовательной деятельности предлагала дошкольникам в практической части различные конструкторы. Например, по теме «Вселенная», дети мастерили космические аппараты и ракеты из конструктора ТИКО. Возводили из напольного деревянного строителя по схеме Кремль по теме «Моя Родина - Россия». Из палочек Киюзенера «рисовали» морской пейзаж по теме «Вода – источник жизни». Создавали цветущий луг и насекомых из конструктора «Радуга» по теме «Насекомые».

Дошкольники стали чаще использовать различные конструкторы и наборы строителей в свободной самостоятельной деятельности. Девочки моделировали из конструктора ТИКО мебель для кукол, красивые короны, изящные сумочки. Мальчики создавали шлемы, оружие, дворцы. Из напольного деревянного строителя и мягких модулей они сооружали мосты с арками, сторожевые башни, заполняя пространство, используя своё творчество, воображение и фантазию.

Также в течение учебного года проводила открытые мастер-классы, консультации и встречи с родительской аудиторией.

Например, в совместной деятельности с детьми старшей группы и их родителями по теме «Влияние конструктивной деятельности на развитие старших дошкольников» раскрывала родителям значение конструктивной деятельности для всестороннего развития детей. Знакомила их с видами конструктивной деятельности, которые осваивают дети в старшем дошкольном возрасте. Проводила показ открытой непосредственно образовательной деятельности с детьми в рамках дополнительного кружкового образования по теме «Инопланетянин в гостях у детей». Родители проявляли активность, помогая детям возводить дома из разных видов конструктора и строительного материала. По окончании дала практические рекомендации родителям по приобретению материалов для конструирования.

Родителей особо привлекла Программа каникулярной деятельности «Летние самоделки» по технической направленности для детей старшего возраста. Целью, которой стало: способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности в летний период.

В течение летнего отдыха дошкольники совместно с их родителями участвовали в играх-драматизациях «Кошкин дом», «Сказка о прекрасной принцессе и разрушенном замке»; в сюжетных играх «Куда плывут корабли?», «Город мечты». Моделировали проблемные ситуации «Трансформеры», «Чудо-приборы». Проводили творческие игры «Детский парк с аттракционами», «Разноцветная сказка». Каникулы закончились конкурсом «Наше весёлое лето», где были созданы условия для сотворчества детей и их родителей по предложенной теме, вызван интерес к конструированию архитектурного комплекса. Дети с родителями проявили креативность, коммуникативные способности, любознательность, активность, интерес к архитектуре и ландшафтному дизайну.

Также разрабатывала модульные, блочные программы по конструктивной деятельности для дошкольников разного возраста. Составляла программы каникулярной деятельности на летне-оздоровительный период. Проводила педагогические квесты.

В процессе реализации работы по конструктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста добилась следующих результатов:

- сформировались представления о конструируемых объектах и обобщённых способах конструирования;

- развился интерес к конструктивной деятельности; появилось желание экспериментировать, творить, изобретать;

- развились творческие способности и воображение в процессе игрового общения;

- развилась мелкая и общая моторика, развилось умение использовать схемы, чертежи, работать в паре и в коллективе;

- создали условия для подготовки развития предпосылок универсальных учебных действий через конструирование;

- повысилась родительская, детская, педагогическая компетентность в вопросах конструирования из конструкторов разного вида.

Хочется сказать, что на этом этапе моя работа не заканчивается. И у нас в группе появились наборы электронного конструктора «Знаток», который предназначен для дошкольников, интересующихся современной электронной техникой, новыми техническими достижениями, развитием в себе качеств, присущих творческой личности, для формирования устойчивых интересов детей к техническому творчеству, помощи в нахождении любимого дела, выбора будущей профессии и жизненного пути. [4]

Таким образом, данная деятельность способствует формированию не только познавательного интереса, умственного развития, но и развитие творческих конструктивно-инженерных способностей у старших дошкольников.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: raduga (26.06.2019) W
Просмотров: 723 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Виртуальный кабинет
Виртуальный кабинет

Друзья сайта
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Хабаровского края
  • Управление образования Амурского района
  • ХК ИРО


  • Copyright MyCorp © 2021
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz