Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
   
Воскресенье
11.04.2021
04:43
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS

 
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 49
г. Амурска Амурского муниципального района 
Хабаровского края
Главная Мой профиль РегистрацияВыходВход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [44]

Форма входа

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 238

Главная » Статьи » Мои статьи

Мастер – класс Полноценное развитие детей на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 49 г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края

 

 

 

 

 

Мастер – класс

Полноценное развитие детей на основе игрового набора

«Дары Фрёбеля»

 

 

 

 

http://razdeti.ru/images/40.jpg

 

 

 

Подготовил: педагог – психолог

Парайко В.И.

 

Цель: Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Задачи:

  • познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
  • сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
  • вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
  • показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Методы:

  • Игровой (дидактические игры).
  • Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Ожидаемый результат:Сформированность умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Формы организации:

  • групповая;
  • подгрупповая.

Содержание:

– Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, их влиянии на развитие речи наших детей.

В соответствии с ФГОС ДОобразовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Первым, кто рассмотрел игру как ведущий вид деятельности, в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель. Фридрих Фребель был самым первым в истории экспертом в области образования, признавшим ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей. Первоначально было всего шесть видов образовательных материалов, разработанных Фребелем, позднее это количество возросло до 20 видов, благодаря последователям Фребеля.

Мы располагаем набором из 12 модулей.

  • Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.

Первый дар.

Семь разноцветных вязаных мячей на веревочке. Почему мяч? Мяч используется как предмет заменитель большого количества объектов окружающей среды. Разнообразные игры можно провести с ребенком используя мяч.

Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.

Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами, дать первичное понимание формы, развивать пространственное мышление, развивать мелкую моторику.

Показывая ребенку мячи различного цвета, развивая, таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая: "Вперед - назад ", "Верх - вниз ", "Вправо - влево ", знакомим ре­бенка с пространственными представлениями.

Сдетьми подготовительной группы можно провести «Шерстяные шарики»на тему: «Ягоды сада и леса». Суть в том, что каждый вязаный цветной шарик напоминает ягоду. Дети подбирали названия ягод в соответствии с цветом шариков. Затем каждому ребёнку был предложен один шарик определённого цвета, после чего ребёнок рассказывал, на какую ягоду он похож, какая это ягода и где растёт.

Таким образом,решались ряд задач:

- пополнение словаря согласно тематике, пополнение словаряпризнаков, согласование частей речи, развитие связной речи, развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия.

Развивая мелкую моторику рук,дети берут мячик в руки и начинают его катать. Можно катать колобок, снежок по поверхности (стол), между ладонями, по всей длине руки.

Обычно у детей, это вызывает смех, способствуя снятию психоэмоционального напряжения, а также релаксации. Очень важны для детей игры и упражнения, направленные на тренировку дыхания или на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Используя «шарики» дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно.

Игры: «Крепкий дом для снежинки», «Ракета в космосе». Все задания могут, соединятся со стихами, музыкой, песнями.

Второй дар – шар, кубик и цилиндр. Шар – символ движения, куб – это символ покоя, а цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомить с этим даром в 3-4 года.С этими формами можно знакомиться со свойствами предметов, экспериментировать. Вместе с детьми мы выясняем, почему куб не катается, что мешает ему кататься (наличие углов), а цилиндр обладает двумя этими свойствами. Вводится понятие «центр» при подвешивании геометрических тел за крючок. Дети узнают про смещение центра тяжести (это уже элемент физики), но игровая форма, помогает им лучше это запомнить и без всякой усталости продолжать экспериментировать.

Третий дар – кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фребель вводил с 4 лет

Модули с 3 по 6 представляют собой наборы геометрических фигур из натурального дерева. Автор пособия рекомендует последовательно включать в игры с детьми следующие геометрические фигуры - кубики, бруски, призмы, столбики, кирпичики.

Маленькие кубики дают возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, количество частей знакомит с составом числа.

Мы делим на равные одинаковые части геометрическое тело - призму (показ) и соединяя части снова, получаем целое.

Дети из 2 — х половинок разных фигур могут построить дом, либо 2 одинаковых дома, разделив поровну половинки. Разделив детей на пары, можно построить дома по показу — 1 пара строит дом, а вторая повторяет. Дети сами должны заметить и исправить допущенные ошибки, анализируя постройку

Было отмечено, что применение наборов на занятиях повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает творческие способности, смекалку, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность, развивает социальный интеллект.

 

Модули с 7 по 10 представляют собой цветные плоскостные геометрические фигуры и палочки из дерева, окрашенные краской на водной основе.

Модуль с плоскостными фигурами: квадратиками и треугольниками, кругами. Требование – плоскость, на которой ребенок будет выкладывать фигуры, должна быть ограничена, для того чтобы композиция была законченной.

Очень интересным и универсальным пособием являются «Палочки» из 8 модуля. Выкладывая фигуры различных персонажей, дети могут быть ограничены условиями (ноги длинные, неокрашенные, руки короткие, синие, показ), а также могут сами ограничить пространство с помощью всё тех же палочек, обучаясь, при этом договариваться друг с другом. При ознакомлении с понятием «длина», мы берём только неокрашенные палочки, выкладывая на листе бумаги палочки разной длины. Как вариант нижней длинной палочкой можно установить границу, тогда ребёнок увидит размерный ряд в виде забора. Палочки могут символизировать ёлочки, куклы, домики, антенны, дети могут предложить сами, заместителем какого предмета будет палочка

Модули № 11 и 12, были разработаны в более позднее время последователями Фрёбеля для игр с детьми от 2-х лет. В состав представленных даров входят игровые наборы со шнуровкой и мозайкой. По методике Фрёбеля «Дары» необходимо вводить в игры последовательно, в соответствии с возрастом детей.

Вот такая доска, в которую мы можем вставлять мозаику и шнурки. Это делает игру интереснее и развивает мелкую моторику и координацию, то, что в этом возрасте развивается активно, но занимает у ребёнка очень много времени. Здесь дети могут выкладывать следы, Они могут быть разными по цвету, запутанными. С помощью верёвочки (волшебной) можно помочь герою соединить все следы и найти дорогу домой. Как вариант можно соединять в мозаичной доске 2 детали через отверстие Это очень сложный процесс шнуровки — пришивание.

 

Дети, с которыми я работаю на коррекционной группе, свойственны неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – обозначение этих слов, словом.

Девятый и десятый дары. Первые задания с этими модулями должны быть для ребёнка творческими, он самостоятельно составляет из фигур знакомые предметы окружающей среды. Только когда ребёнок научится создавать простейшие рисунки, можно предложить различные схемы для выкладывания сложных узоров по образцу

Таким образом, реализуется один из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОФ ДО — содействие и сотрудничество ребёнка и взрослого, признающее ребёнка полноценным участником образовательных отношений, а также вариативность и полифункциональность предметной развивающей среды.

К д.Ф. можно добавить настоящие предметы (показ апельсина). Он пахнет, его можно потрогать, понюхать. Мы соединяем знания детей о предмете с д.Ф., предлагая детям найти фигуру, похожую на апельсин. Если ребёнок выбирает не ту деталь, мы просим посмотреть внимательнее, разве они похожи? Пусть это будет не такой же цвет, но такая же форма. Мы также можем считать апельсины, всё это будет решать задачи образовательной области «Познавательное развитие».

Дети старшего дошкольного возраста много экспериментируют, им нужны мыслительные операции. Например, строя гараж для машины, дети помимо формы, цвета и размера учатся соотносить объёмы (показ с машинкой). Пройдёт ли маленькая и узкая машинка в большой и узкий гараж? Используя д.Ф. можно составить сказку с игрушкой с началом, серединой и концом и героем, преодолевшим все испытания.

Таким образом, решаются задачи образовательной области «Речевое развитие».

 

Всё вышепоказанное можно соотносить с тематическими неделями, которыми мы живём и вы сами убедились, что можно использовать д.Ф. во всех возрастах, начиная от мл.дош.воз. и заканчивая 7 годами. Осуществляется вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития детей, при соблюдении принципа интеграции образовательных областей.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

  • сейчас приступаем к практической части нашего мастер – класса. 1.Мозговой штурм «Угадай сказку»

(Педагогам предлагается разделится на несколько микро-групп и сделать игру с опорой на схему, с использованием игрового набора «Дары Фребеля». Группам предстоит придумать способ их решения. Причем участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска)

2.Придумать авторскую игру (любая образовательная область)

Наш мастер-класс подошел к концу.

 

- Предлагаю подвести итоги – для этого возьмите цветные полоски.

Красная – та информация, над которой нужно еще время чтобы подумать, что-то трудное и не очень понятное.

Зеленая – та ценная информация, которую вы возьмете с собой,

Желтая – та информация, которая вам была не очень нужна. Возьмите эти полоски и приклейте на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: raduga (26.06.2019)
Просмотров: 640 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Виртуальный кабинет
Виртуальный кабинет

Друзья сайта
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Хабаровского края
  • Управление образования Амурского района
  • ХК ИРО


  • Copyright MyCorp © 2021
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz